СПЧ при Президенте рекомендует упразднить градостроительно-земельную комиссию Москвы после проверки Генпрокуратурой

Это следует из официального доклада СПЧ при Президенте РФ, который приводит интернет-издание БОСС онлайн.

Совет по правам человека, в частности констатирует, что сложилась «недопустимая концентрация широчайших полномочий в земельной и градостроительной сферах у Правительства Москвы. Создание и деятельность непредусмотренной федеральным законодательством, неподотчётной населению Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) во главе с мэром Москвы».

«Ещё одной тенденцией, наблюдаемой в г. Москве, является передача полномочий в земельной и градостроительной сферах от органа законодательной власти – Московской городской Думы — в исключительное ведение исполнительного органа власти — Правительства Москвы. Таким образом, Правительство Москвы обладает теперь широчайшими полномочиями в земельной и градостроительной сферах, что представляется недопустимым. Это является в т. ч. следствием фактического отсутствия в Москве системы местного самоуправления.

Так, в соответствии с изменениями, внесёнными в Устав города Москвы в 2006 г., из ведения Московской городской Думы были исключены важнейшие полномочия», — отмечается в докладе.

Совет внес рекомендации: передать право принятия части градостроительных решений, от Правительства Москвы Московской городской думе; начать проверку ГЗК и должностных лиц Генпрокуратурой.

Правительству Москвы рекомендовано приостановить действие решений Градостроительно-земельной комиссии вплоть до упразднения данной комиссии.

Выдержки из доклада

В соответствии с изменениями, внесёнными в Устав города Москвы в 2006 г., из ведения Московской городской Думы были исключены следующие полномочия:

— установление порядка управления и распоряжения собственностью города Москвы;

— установление порядка разграничения собственности города Москвы и собственности муниципальных образований;

— установление полномочий органов государственной власти города Москвы в области использования, охраны, контроля за использованием и охраной земли, других природных ресурсов, памятников истории и культуры в городе Москве;

— установление порядка осуществления градостроительной деятельности на территории города Москвы;

— установление по представлению Мэра Москвы перечня объектов недвижимости и описаний границ земельных участков на территории города Москвы, которые не могут быть отчуждены или переданы в аренду.

Большинство из этих полномочий были переданы Правительству Москвы.

В 2014 г. из ведения Московской городской Думы в исключительное ведение Правительства г. Москвы было передано такое важнейшее полномочие как утверждение и изменение правил землепользования и застройки, а в декабре 2015 г., согласно изменениям, внесённым в Градостроительный кодекс города Москвы — утверждение и изменение норм и правил градостроительного проектирования в Москве.

Законом г. Москвы от 07 мая 2014 г. № 28 была отменена ч. 5 ст. 30 Градостроительного кодекса города Москвы, которой было предусмотрено ежегодное информирование Правительством Москвы Московской городской Думы о ходе реализации Генерального плана города Москвы.

В г. Москве на основании ст. 23 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной Комиссии г. Москвы», создана Градостроительно-земельная комиссия города Москвы (ГЗК). В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 комиссии, создаваемые Правительством Москвы, занимаются изучением различных вопросов и выработкой рекомендаций по их решению. Таким образом, согласно данному Закону, результаты деятельности ГЗК носят рекомендательный характер.

ГЗК действует в соответствии с Положением, утверждённым постановлением Правительства Москвы от 02 октября 2012 г. № 528-ПП, и является коллегиальным совещательным органом. Возглавляет ГЗК мэр Москвы С. С. Собянин. ГЗК создана в целях оперативного рассмотрения вопросов в области градостроительства, использования земельных участков, предназначенных под строительство (реконструкцию) градостроительных объектов.

Согласно п. 1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. № 1019-ПП, решения ГЗК являются поручениями для органов исполнительной власти г. Москвы. Таким образом, постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. № 1019-ПП в части статуса решений ГЗК противоречит требованиям Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы». 

Данная комиссия фактически обладает широкими полномочиями, в которые входят, в частности, принятие решений о подготовке градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) на реконструкцию и новое строительство, изменение разрешённого использования земельного участка, одобрение проекта планировки территории, изменение сроков выполнения обязательств застройщиков по проектированию, строительству, вводу в эксплуатацию, установленных договорами аренды (пользования) земельных участков и т. д.

Создание комиссий, решения которых были бы юридически обязательными для органов государственной власти, законодательством не предусмотрено.

Между тем, именно на основании решений указанной комиссии утверждаются документы планировки территорий (в том числе не подлежащих застройке природных территорий), предусматривающие их масштабную застройку.

При этом данная комиссия неподотчётна населению, деятельность её закрыта и непрозрачна. Протоколы ГЗК не публикуются, в открытом доступе отсутствуют. Но на них базируются все последующие градостроительные решения и документы. При этом, градостроительные решения ГЗК вторгаются в имущественные права москвичей, что недопустимо, т. к. градостроительным законодательством не могут регулироваться имущественные отношения.

С учётом изложенного, Совет рекомендует:

Московской городской Думе:  

— перераспределить полномочия (в соответствии с действующим законодательством), в частности, передать право принятия части градостроительных решений, от Правительства Москвы Московской городской думе.

Генеральной прокуратуре РФ:

— провести проверку деятельности ГЗК;

— запросить надлежаще заверенные копии всех протоколов и решений ГЗК с момента её создания и провести проверку в отношении принятых этой комиссией решений на соответствие документам территориального планирования и законодательству;

— принять меры прокурорского реагирования – внести представление об устранении нарушений путём ликвидации ГЗК, как несоответствующей Градостроительному кодексу РФ структуре, принести протест на постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной Комиссии г. Москвы»;

— по результатам проверки привлечь лиц, участвовавших в деятельности ГЗК и в принятии и реализации незаконных решений, к ответственности.

Правительству г. Москвы:

— приостановить действие решений Градостроительно-земельной комиссии вплоть до упразднения данной комиссии;

— упразднить Градостроительно-земельную комиссию, отменить постановление Правительства Москвы от 16 ноября 2010 г. № 1019-ПП «О создании Градостроительно-земельной Комиссии г. Москвы».